ЯНА ЮРЬЕВНА КОВАЛЕНКО

Выпуски 1 – 6
Программист МСК им. проф. Б.А. Ларина
Филологический факультет
Санкт-Петербургский государственный университет
Внешт. сотрудник ВГТРК «Санкт-Петербург»
Область научных интересов - историческая
лексикология и лексикография.
ПУБЛИКАЦИИ
1. "Лексика сферы поместно-вотчинного землевладения в памятниках делового, приказного и разговорного языка XVI-XVII вв." // Ученые записки МГПИ. Языкознание. Вып. 2, Мурманск, 2002.
2. "Устойчивые терминологические сочетания, называющие разновидности земельных владений (по памятникам новгородского поместного делопроизводства XVI-XVII вв.)" // Материалы XXXII Международной филологической конференции. Вып. 17. Историческая лексикология и лексикография (русско-славянский цикл). СПбГУ, 2003.
3. "О принципах представления тематических групп в словаре исторического типа (наименование земельных владений)". // "Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII веков: теоретические проблемы и лексикографическая практика". СПб, СПбГУ, 2003.
4. "Лексика "Актов Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706 гг.): Отражение процесса становления русского национального языка" // Историческая лексикология и лексикография. Вып. 8, СПбГУ, 2010.
5. Жанры деловой переписки XVII века: указная грамота и отписка (по материалам "Актов Иверского Святоозерского монастыря") (в печати в "Вестнике" СПбГУ)
* * *
Федеральное Государственное унитарное предприятие Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания.
Телеканал «Россия-К» («Культура»).
Автор сценариев (совм. с Коваленко А.Ю.) цикла программ: «Петербург: время и место» (2004-2008 гг.), ведущий н.а. России А.Ю. Толубеев:
- Российская Национальная Библиотека
- Зоологический музей
- Александровский дворец
- Коттедж. История одной принцессы
- Всероссийский музей Пушкина
- Лесотехническая академия
- Сенат и Синод (Российский государственный исторический архив)
- Дом графа Лаваля
- «А я на счастии женат…» (Н.А. Львов)
- Горный музей
- Лицейский консерватор и библиотечный новатор (Модест Корф)
- Мир глазами ребенка
- Русские собеседники Фернейского отшельника (Вольтер)
- Право на воспоминания (императрица Мария Федоровна)
- История одной страсти (коллекция П.П. Дубровского в РНБ)
- Музей мещанского быта
- Дворец Петра III
- Китайский дворец. Лицо эпохи
- Лицей после Лицея
- Дворец светлейшего князя (Меншиковский дворец)
- Подземный город (музей петербургского метрополитена)
- Дворец, которого нет… (Ледяной дом).
- Реквием Чайковского
- Петербургские мосты
- Дело Елисеевых
- Сильнее смерти (А.И. Куприн)
- Гуманный внук воинственного деда… (губернатор кн. А.А. Суворов)
- Эдуард Направник (дирижер Мариинского театра Э.Ф. Направник)
- Бесконечноэтажный дом (доходные дома Петербурга)
- Синемания (кинотеатры Петербурга)
- Сонный гений (И.А. Крылов)
- Наводнения
- Визит парижанки (Элизабет Виже-Лебрен)
- Святочный Петербург
- «Главный механикус» России (И.П. Кулибин)
- Тайна «Неизвестной» (картина И. Крамского)
- Король петербургского сыска (И. Д. Путилин)
- Давным-давно (блокадный спектакль Николая Акимова)
- Камень преткновения (история Тмутараканского камня)
- Египетские тайны Петербурга
- Генетика совести (Н.А. Лебедева и роман В. Дудинцева «Белые одежды»)
Цикла программ «Неизвестный Петергоф»:
· «В поисках утраченного…(мебельные коллекции)», ведущий директор ГМЗ «Петергоф» В. Знаменов (2006 г.)
· Ольгин и Царицын павильоны в Петергофе.
Цикла программ «Пленницы судьбы»:
· «Жена русского Отелло» (княгиня Варвара Суворова)
· Авдотья Истомина
· Е.М. Куприна
· Анастасия Вяльцева
· Кн. Е.М. Долгорукова-Юрьевская
Программ, посвященных юбилею:
- н.а. СССР В.И. Стржельчика «Его Превосходительство Актер» (2006 г.),
- н.а. СССР Ю.В. Толубеева «Дело, которому ты служишь…» (2006 г.)
- н.а. РСФСР И.Б. Дмитриева «Джентльмен Серебряного века» (2007 г.)
- н.а. РСФСР П.С. Вельяминова (2006 г.)
Цикл программ “Тени слов” (о судьбе и творчестве переводчиков) (4 док. фильма, 2009 г.), реж. А. Авилов. В программе участвовали сотрудники филологического факультета СПбГУ Т.Афанасьева (каф. рус. языка), А.А. Чамеев (каф. заруб. лит-ры).
Редактировала книгу А. Толубеева «Выпавший из гнезда» («В поисках Стржельчика. Роман-интервью о жизни и смерти Артиста». М.-СПб., 2008.)
Публикации в журнале «София» Новгородской епархии (статьи по истории Новгородской земли).
Анонсы на ВГТРК "Культура", 2005 - 2007 гг
17:45 06.10.05 Петербург: время и место. "Музей мещанского быта"
Ведущий - народный артист России Валерий Дегтярь. Рассказ о музее, в котором собраны экспонаты, некогда принадлежавшие весьма многочисленному городскому сословию - мещанам. Ведущий размышляет над эволюцией понятия "мещанство", пытается найти истоки негативного отношения русской интеллигенции к мещанам.
17:50 10.11.05 Петербург: время и место. "Китайский дворец. Лицо эпохи"
Ведущий Валерий Дегтярь. В 1768 году Екатерина Алексеевна отпраздновала новоселье в Китайском дворце. Внешне не примечательный, внутри этот дворец поражал своим великолепием и роскошью. Таков был замысел придворного архитектора Антонио Ринальди, единственного последователя стиля рококо в русской архитектуре.
85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИСЛАВА СТРЖЕЛЬЧИКА. "Его Превосходительство Актёр"
31.01 Его Превосходительство Стржельчик
 |
|
Людмила Шувалова-Стржельчик
рассказывала о супруге: «Когда мы поженились, он меня сразу же предупредил: "Я тебя люблю, но имей в виду: главное в моей жизни - театр". Я поняла, что ничто не должно мешать его работе».
Театр для Стржельчика был храмом, поэтому он нетерпимо относился к артистам, позволявшим себе выйти на сцену «не в форме». В таких ситуациях гнев его был страшен. На одном из спектаклей партнер играл «под градусом», и Владислав Игнатьевич решительно заявил: «С этим артистом я на сцену больше не выйду никогда!» Провинившемуся актеру пришлось уйти из театра, а Стржельчик потом ужасно переживал: категоричность дорого ему обходилась.
В театре, не говоря уже о кино, Стржельчик был генералом. Среди лучших театральных ролей артиста - Репетилов в «Горе от ума», Николай Бауман в спектакле «Третья стража», Генри Перси в «Короле Генрихе IV» Шекспира, Ганя в инсценировке «Идиота» Достоевского
, Цыганов в «Варварах» Горького, Кулыгин в «Трех сестрах» Чехова
, князь Вано из «Ханумы» Цагарели, Грегори Соломон в «Цене» Миллера
.
Документальный фильм «Его Превосходительство Актер»
расскажет об одном из самых удивительных и обаятельных актеров Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова
- Владиславе Игнатьевиче Стржельчике (31 января в 21:50). 4 февраля телеканал «Культура» показывает спектакль «Ханума»
с его участием (начало в 14:40). 31 января 2006 года Владислав Стржельчик отпраздновал бы 85-й день рождения.
В сентябре 1995 года Стржельчика не стало. В память о выдающемся актере в 1998 году в Санкт-Петербурге была учреждена независимая театральная премия им. В. Стржельчика
, церемония вручения которой проходит каждый год 31 января.
также в выпуске
01.05 Толубеев Юрий. Классический репертуар Юрия Толубеева
 |
|
1 мая 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения актера театр и кино, народного артиста СССР Юрия Владимировича Толубеева. Он работал в Ленинградским театре имени Пушкина, а также снимался в таких известных картинах, как, например, «Человек с ружьем», «Гамлет»
, «Ревизор», «Дон Кихот»
. 1 мая в 10:40 всех наших зрителей мы приглашаем посмотреть художественный фильм «Дон Кихот»
, в котором Толубеев блистательно сыграл роль Санчо Пансы. Сразу после этого, в 12:20, в эфир телеканала «Культура» выйдет программа «Дело, которому ты служишь… Юрий Толубеев»
, посвященная актеру.
Юрий Владимирович Толубеев родился в Петербурге 1 мая 1906 года. Он учился в Ленинградском институте сценических искусств и свою творческую деятельность начал ещё будучи студентом, в 1926 году. После окончания института в 1929 году играл в разных театрах Ленинграда. В 1942 году актер поступил в труппу Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринского театра
). Он долгие годы выходил на эту сцену. Им были блестяще созданы образы Городничего в спектакле «Ревизор», Полония в «Гамлете», генерала Чарноты в «Беге», Самсона Вырина в «Болдинской осени», Фирсова в «Вишневом саде», Сократа в «Беседах с Сократом». Самая известная театральная роль Юрия Толубеева, за которую он был удостоен премии Ленинского комсомола, - Вожак в спектакле «Оптимистическая трагедия».
В кино актер начал сниматься в 1935 году: свою первую роль - матроса Андрея – он сыграл в фильме «Совершеннолетие». В числе наиболее заметных ранних работ актера – роли в картинах «Выборгская сторона» и «Человек с ружьем». Лучшие образы Юрий Толубеев создал в экранизациях произведений классической литературы: Полоний в «Гамлете» и Городничий в «Ревизоре». Зрительское признание получила картина «Дон Кихот» Григория Козинцева, где дуэт Рыцаря Печального образа и его верного оруженосца блистательно представили Николай Черкасов (Дон Кихот) и Юрий Толубеев (Санчо Панса). Интересны также работы Юрия Владимировича в фильмах Наума Бирмана - детективе «Авария» и ленте «Хроника пикирующего бомбардировщика». В 1976 году Юрию Толубееву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Юрий Владимирович Толубеев ушел из жизни 28 декабря 1979 года.
(По материалам сайта «Киноэксперт»
)

Петербург: время и место. "Сонный гений"
17:35 19.12.07 ДЕТСКОЕ ВЕЩАНИЕ. Плоды просвещения. Петербург: время и место. "Главный механикус России"
Ведущий Валерий Дегтярь. Иван Кулибин оставил в наследие потомкам множество изобретений: оптический телеграф, "водоход", машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, фонари для морских маяков, "самобеглые коляски" и даже фортепиано.
25.10.06 "Петербург: время и место": Музей мещанского быта. Владимир Елистратов о мещанстве
 |
|
Владимир Елистратов, доктор филологических наук, профессор:
Сейчас практически все говорят: «Нам нужен наш средний класс. Где бы нам его взять? Класс, который открыл бы малые предприятия, и все у нас стало бы очень хорошо».
В общем, понятно, почему у нас не очень с этим получается. На протяжении нескольких веков в России, так уж получилось, вытравливали мещанство. Мещанин – это плохо. Откройте пьесу пролетарского писателя Горького – прекрасного писателя. Там сначала идут ремарки… К пьесе «Мещане» ремарка такая, дословно, конечно, не помню, но примерно: «Вдоль стен в тошнотворно правильном порядке расставлены стулья…».
Потом пролетарский поэт Маяковский - блестящий поэт - будет говорить про «мурло мещанина». И откуда эта лютая ненависть, в общем-то, к посаду, т.е. к основному городскому населению страны? Это, пожалуй, единственный полностью и безоговорочно здравомыслящий класс России, его нельзя было ни слева, ни справа взять, все эти завиральные идеи: большевистские, либеральные, совершенно их не трогали, они делали свое дело.
И не случайно, как только появляется возможность как-то возродиться, приходит мещанин. Вот, пожалуйста, НЭП - буквально за несколько месяцев появилось городское мещанство. Или перестройка – мы все помним эти времена. Пушкин наш великий, солнце русской поэзии, был дворянином, но он сказал «Я просто русский мещанин». Он был прав. Моя бабушка была московская мещанка, она не помнила, кто сейчас - Хрущев или Брежнев, но она очень хорошо знала, что в пять часов надо садиться и пить чай. Революция, не революция – пить чай и делать пельмени по праздникам.
Вот эта ненависть к ситцевым занавесочкам, к большим коврам с птичками и оленями, к фарфоровым статуэткам на шкафах, она нездоровая. В Германии есть бюргеры, есть бюргерский стиль и это прекрасно.
Чтобы вспомнить мещанский стиль, перечитайте, например, «Лето Господне» Шмелева. Там показано как по-настоящему жили мещане, не те мистические, образ которых создан завиральными товарищами, а настоящие мещане. Слава Богу, сейчас появляются музеи мещанского быта.
Смотрите на телеканале «Культура» программу "Музей мещанского быта" из цикла "Петербург: время и место"
25 октября 2006 года.